Главная Публикации

Гендерный анализ мотивации детей к занятиям тхэквондо.

В последнее десятилетие активно развивается и приобретает популярность Олимпийский вид спорта — тхэквондо. Для оптимизации тренировочного процесса необходимо понимать мотивы, побуждающие к занятию, поскольку именно мотивация определяет направленность деятельности и выполняет смыслообразующую функцию. Традиционно единоборства считались спортом предпочтительным для мальчиков, однако в настоящее время наблюдается рост спортивных результатов и активный интерес к занятиям и у девочек. В связи с вышесказанным важным является изучение мотивации к занятиям тхэквондо в гендерном аспекте.

Для выяснения причин, побудивших начать и продолжать занятия тхэквондо, применялся разработанный нами стандартизированный опросный лист с возможными вариантами ответов на вопросы: Почему Вы стали заниматься тхэквондо; почему вы продолжаете свои занятия, содержащий 18 мотивационных предпосылок. Из них выделено 6 мотивационных блоков: прикладное значение; достижение высоких результатов, престиж; совершенствование физических и психических качеств; превосходство над другими (стремление выделиться, получение удовольствия от победы над соперником); внешние удобства (комфортные условия проведения тренировок); влияние социального окружения. Испытуемым (110 чел — первого года обучения и спортсмены со стажем) предлагалось выбрать удовлетворяющий их вариант ответа из предложенного списка, либо самостоятельно ответить на вышеуказанные вопросы. Полученные данные обрабатывались с помощью критериев φ*, χ².

Для того чтобы выяснить являются ли уровень квалификации, стаж более значимым фактором, определяющим структуру мотивов, чем фактор пола, мы рассмотрели причины выбора и продолжения занятий тхэквондо у спортсменов мужского и женского пола, не разделяя их по стажу.

При выборе своего увлечения, как мальчики, так и девочки руководствуются мотивами прикладного значения единоборств (41,1% и 46,9% соответственно — общие данные спортсменов новичков и со стажем), то есть желают научиться защищать себя, быть способными применять приемы в необходимых жизненных ситуациях. Не равнозначное руководство мотивационными блоками, особенно ориентация на прикладное значение единоборств, свидетельствуют о начальной направленности на занятия для приобретения навыков самообороны, применяющихся в необходимых жизненных ситуациях — обыденное представление в сознании, как мальчиков, так и девочек, что нужно уметь «постоять за себя». Около 20% детей стремятся к совершенствованию психических и физических качеств: хотят быть мужественными, почувствовать уверенность в себе, воспитать настойчивость, волю; стремятся развить силу, ловкость, быстроту, выносливость и выплеснуть свою энергию. 16,3% девочек и 18,9% мальчиков в качестве руководства к началу занятий отметили стремление к достижению высоких спортивных результатов: получение черного пояса, профессии тренера, что, по их мнению, способствует повышению престижа.

Наименее значимыми при выборе своего увлечения оказались такие мотивационные блоки, как превосходство над другими (2,8% — девочки, 4,4% — мальчики); внешние удобства (2,1% — девочки, 2,2% — мальчики).

В целом, по сводным значениям новичков и спортсменов со стажем, не обнаружено значительных различий, в предпочтении руководствоваться каким-либо мотивационным блоком между спортсменами мужского и женского пола.

Рассмотрим мотивы, побудившие продолжить занятия тхэквондо в целом у новичков и спортсменов со стажем. Здесь картина несколько иная.

У мальчиков возрастает ценность достижения высоких спортивных результатов, престижа (с18,9% до 30,6%) (p<0,01). В то время как у девочек такого значительного повышения не обнаружено (с 16,3% до 20,6%). В отличие от девочек, при продолжении занятий, мальчики больше мотивированы на выполнение спортивного разряда, получение черного пояса, работу тренера, они чаще отмечают роль занятий тхэквондо в повышении к себе уважения окружающих (p<0,05). У спортсменок женского пола при продолжении занятий повышается значение мотивационного блока «превосходство над другими» (с 2,8% до 19,9%) (p<0,01). Обнаружено, что для них больше, чем для спортсменов мужского пола имеет значение получение удовольствия при преодолении препятствий (в случае достижения победы над соперником); стремление выделиться, проявить себя перед окружающими, показать свою силу, отличиться от своих сверстниц (p<0,01). Продолжает играть одну из немаловажных ролей при продолжении занятий, как у мальчиков, так и у девочек, стремление совершенствовать психические и физические качества (23,9% -23,4% соответственно). Отметим, что у спортсменов обоего пола на продолжение занятий перестает влиять социальное окружение, (показатель снижается с 11,3 до 5,7 у девочек; с 13,9% до 3,3% у мальчиков) (p<0,05). Таким образом, данные, полученные при общем рассмотрении новичков и спортсменов со стажем относительно мотивов продолжения занятий тхэквондо, полностью не нивелирует влияние фактора пола на структуру мотивов продолжения занятий, (правда отметим, что эти различия в основном проявляются из-за особенностей детей начинающих спортивную карьеру).

Проверим влияние квалификации на структуру мотивов, разделив наших испытуемых по стажу. Рассмотрим особенности мотивов у спортсменов обоего пола, начинающих свою спортивную карьеру в сравнении со спортсменами, имеющими стаж занятий. При такой постановке вопроса подтверждается, что структуру мотивов в большей мере определяет квалификация спортсмена, а не его пол. Главным руководствующимся мотивом прихода в тхэквондо мальчиков и девочек первого года обучения и спортсменов со стажем является прикладное значение единоборств (41% мальчики, 47,2% девочки -первый год обучения, 41,3%, 46,3% соответственно — спортсмены со стажем). Наименее значимыми мотивами для всех выделенных групп детей оказались:

  • мотив превосходства над другими (4,6% девочки, 6,6% мальчики — новички, 0%, 1,3% — соответственно — спортсмены со стажем);
  • мотив внешних удобств (1,8%, 3,4% — новички, 0%, 2,7% — девочки и мальчики — соответственно — со стажем).

Мальчики, только что начавшие спортивную карьеру тхэквондо в качестве причины своего выбора спорта в большей степени отмечали желание достичь высокого результата, получить черный пояс, повысить уважение окружающих, чем девочки-новички (22,1% мальчики, 12,6% девочки) (p<0,05). У опытных спортсменов не обнаружено гендерных различий в причинах прихода в секцию.

При продолжении занятий восточными единоборствами снижается роль мотива прикладного значения у спортсменов-новичков обоего пола (с 47,2% до 20,7% у девочек, с 41% до 27,6% у мальчиков) (p<0,05). Однако, у мальчиков и девочек, имеющих стаж занятий, этот мотив по-прежнему продолжает играть одну из ведущих ролей (33,3% девочки, 30,7% мальчики). В целом, у спортсменов — новичков обоего пола при продолжении занятий тхэквондо несколько повышается стремление достигнуть высоких результатов и совершенствовать психические и физические качества. Однако, по сравнению с девочками — новичками у мальчиков первого года обучения на продолжение спортивной карьеры этот мотив имеет большее влияние (18,3% девочки, 28, 6% мальчики) (p<0,05). Для девочек — первогодок при продолжении занятий значимо чувствовать превосходство над другими, стремиться выделиться (24% девочки, 10,5% мальчики) (p<0,01). Отметим, что у квалифицированных спортсменов не наблюдается таких гендерных различий. Девочки со стажем, также как и мальчики со стажем стремятся к достижению высоких результатов (24,1% девочки, 33,3% мальчики). Стремление к выделению себя перед окружающими не входит в тройку ведущих мотивов продолжения занятий квалифицированных спортсменов (процентное соотношение 13% — девочки, 8% — мальчики). Хотя спортсменки со стажем отмечали значение данного мотива при продолжении карьеры (возрастает с 0% до 13%), однако по сравнению с девочками-новичками им менее свойственно руководствоваться мотивом превосходства над другими (13% девочки со стажем, 24% девочки — новички) (p<0,05). Отметим также следующее: выявлена тенденция, что опытные спортсменки чаще, чем начинающие спортивную карьеру уже при приходе в секцию хотели добиться спортивного результата.

Полученные данные позволяют говорить о различии мотивов у спортсменов-новичков мужского и женского пола, однако у спортсменов со стажем занятий межполовые различия стираются. Таким образом, большая включенность в деятельность с ростом стажа занятий нивелирует половые различия в выборе мотивов, которые имеют место только на начальном этапе специализации. Не равнозначное руководство группами мотивов, особенно ориентация на прикладное значение единоборств, свидетельствуют о начальной направленности на занятия для приобретения навыков самообороны, применяющихся в необходимых жизненных ситуациях — обыденное представление в сознании, как мальчиков, так и девочек, что нужно уметь «постоять за себя».

Анализ половых различий в предпочтении мотивов продолжения занятий спортом приводит к выводу о направленности девочек на подчеркивание своей индивидуальности. Эти данные могут объясняться, тем, что практикуемый ими вид спорта не похож на то, чем обычно занимаются девочки; и из-за малочисленности женского состава в секции восточных единоборств они сталкиваются с привлечением к себе внимания окружающих.

У спортсменов мужского пола продолжению занятий сопутствует установка на достижение результата. Когда мальчик попадает в истинно мужской вид спорта, то это соответствует его гендерной роли и не вызывает удивления, поэтому одним присутствием на занятиях не проявить индивидуальности, на тебя обратят внимание, только в случае достижения определенного уровня спортивного мастерства. Как следствие этого достижения -подчеркивание в себе «мужского». С установками на достижение результата мальчики чаще девочек приходят в тхэквондо, что можно считать как изначально большую мотивированность спортсменов мужского пола на продолжительные занятия, поскольку очевидно, что за короткий промежуток времени не возможно научиться всему необходимому для приобретения высокой квалификации. Выяснено, что у квалифицированных спортсменов, как мужского, так и женского пола на протяжении занятий не снижается мотивационная ценность прикладного аспекта восточных единоборств. Большинство новичков, выучив несколько приемов, считают себя способными защититься при нападении, в то время как спортсмены, тренирующиеся не один год, осознают всю сложность и многоплановость техники тхэквондо и необходимость ее постоянного совершенствования, чтобы не только выступить в соревновательном поединке, проходящем по установленным правилам, но и суметь противостоять при неожиданной угрозе в неординарной ситуации.

У опытных спортсменов практически не обнаружены межполовые различия в мотивах увлечения единоборствами. Для девочек занимающихся несколько лет, уже не столь значимо выделиться перед окружающими. Для них, также как и для мальчиков, ведущим мотивом становится достижение высокого результата, стремление к тому, чтобы их многолетняя практика могла вылиться в приобретение той статусной платформы, которая поможет их дальнейшему продвижению в жизни. Причем, опытные спортсменки отмечали у себя это желание достичь чего-то уже на начальном этапе, при выборе спортивной специализации. То есть, изначально мотивировали себя на продолжительные занятия. Имеющиеся на начальном этапе различия в мотивах занятий единоборствами -ориентация девочек на превосходство над другими, мальчиков — на достижение спортивных результатов, у квалифицированных спортсменов с длительным стажем занятий исчезают.

В целом, приверженности к занятиям тхэквондо как у спортсменов мужского, так и женского пола сопутствуют мотивы прикладного значения единоборств, стремление к достижению высоких результатов, желание совершенствовать физические и психические качества, сформированные уже на начальных этапах и устойчивые во времени.

Источник: БМСИ-Библиотека Международной спортивной информации: http://bmsi.ru/

Автор:
Kil Kim John
Источник:
Выпуск:
4 (74) 2011, 04 мая 2011
Страницы:
78-81
Виды спорта:
Тхэквондо, Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная наука

13 Сентябрь 2012, 3743 просмотра.


Личный кабинет

Пользователь: Пароль:

Контакты
  • Адрес: г. Владивосток, ул. Батарейная, д. 2а
  • Тел: +79046295884,
    Тел: 8 (423)2400-403,
    Тел: 8 (423)2400-284,
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.