Главная Публикации

Факторы эффективной спортивной деятельности.

Психологические особенности обучения двигательным действиям.

В спорте принято выделять несколько видов готовности спортсмена к обучению двигательным действиям: физическую, координационную и психологическую.

Физическая готовность — это уровень развития физических качеств, ведь выполнение любого движения требует определенного сочетания силовых, скоростно-силовых способностей, гибкости и т.д. Для снижения требований к физической подготовленности, что важно, например, при обучении правильной технике детей, используют специальные детские варианты спортивного инвентаря — уменьшенный мяч в баскетболе, пластиковые рапиры в фехтовании, низкие барьеры в легкой атлетике и т.п.

Координационная готовность понимается как количество известных спортсмену движений, т.е. объем двигательных шаблонов в моторной памяти. Биомеханическая и ритмическая структура изучаемых движений бывает похожей на уже известные спортсмену приемы, что оказывает влияние на техническую подготовку. Причем, влияние может способствовать освоению нового действия, а может и мешать — как известно, переучивать сложнее, чем научить заново. Именно поэтому так важна оптимальная последовательность обучения технике вида спорта, когда изучение нового приема дополняет освоенные умения, а не противоречит им.

Психологическая готовность должна быть не только у спортсмена, но и у тренера. Тренерская готовность к обучению технике предполагает наличие знаний о технике нового приема и владение методикой передачи этих знаний спортсмену для практического освоения. Несмотря на то, что данное утверждение представляется риторическим, т.е. само собой разумеющимся условием, в учебно-тренировочном процессе периодически возникают проблемные ситуации, вызванные недостатком тренерской готовности.

Техника вида спорта развивается, и новые приемы, которые предстоит освоить спортсмену, могут быть знакомы тренеру только теоретически, так как они отсутствовали в его спортивном прошлом. Аналогичная ситуация возникает, когда тренер и ученик — разного пола или спортивной специализации. В таких случаях тренеру предстоит глубокое переосмысление приемов, чтобы его собственные стереотипы не мешали оценивать и совершенствовать технику ученика.

Другая проблема связана с тем, что высокий уровень технического мастерства связан с автоматизацией двигательных навыков, когда прием выполняется с минимальным участием сознания. И если тренер был высококвалифицированным спортсменом с индивидуальным стилем, то у него могут быть сложности при объяснении основ техники новичкам: и прежде всего, в подборе аналогий, метафор или подводящих упражнений. Любому тренеру, фактически, приходится проходить освоение технических приемов вместе с учениками, подстраиваясь под их возможности.

От спортсмена в процессе обучения тоже требуется несколько психических качеств, на формирование которых целесообразно потратить силы и время до начала обучения.

Мотивация, как желание спортсмена освоить и успешно применять технический прием, базируется на осознании значимости приема и уверенности в положительном результате, т.е. принципиальной возможности научиться данному действию. Поэтому новичкам лучше показывать не идеальную технику олимпийского чемпиона, которую они воспринимают как далекий и недостижимый уровень, а хорошее выполнение приема старшими товарищами. Главной установкой при этом может быть утверждение: «Я смогу научиться это делать, если постараюсь», что приводит к готовности продолжать попытки выполнить прием даже после неудачи, т.е. к проявлению настойчивости.

Освоение новых движений связано с риском ошибки, что может привести к боли и даже к травме. Поэтому важно не только обеспечить необходимую страховку, но, прежде всего, сформировать уверенность в ней самого спортсмена. Иногда только практическое испытание надежности страховки дает такую уверенность и «раскрепощает» спортсмена в процессе тренировки. Выполнение действия с риском требует способности преодолевать страх, т.е. смелости. Практику наказаний за нерешительность, когда в итоге спортсмен боится тренера больше, чем сложного технического элемента, следует признать крайне неконструктивной, хотя по-прежнему иногда встречается ее использование.

Сам процесс обучения достаточно подробно описан в учебниках конкретного вида спорта. Следует отметить основные характеристики действия, важные для планирования технической подготовки (табл. 3.1).

Форма — образ действия в сознании: материальная  (реальное выполнение с возможностью фиксации внешних параметров: быстроты, амплитуды, точности и т.д.), внешне-речевая  (словесное описание последовательности движений — использует тренер в групповой работе) и внутренне-речевая  (мысленное «проговаривание» последовательности движений — используется в самостоятельной работе над техникой).

Обобщенность — степень осознания цели и основополагающего принципа действия, дает возможность выбрать разные программы движения.

Развернутость — степень осознания отдельных компонентов и операций конкретного действия, принципиально важная для исправления технических ошибок.

Усвоенность — степень владения действием, способность к его выполнению в разных условиях.

Таблица 3.1. Динамика характеристик действия на разных этапах изучения

Этап

Обобщенность

Развернутость

Усвоенность

Начальное разучивание

Большая

Малая

Малая

Углубленное разучивание

Малая

Большая

Средняя

Закрепление и совершенствование

Средняя

Малая

Большая

Для определения последовательности изучения конкретного приема можно использовать различные подходы. Результатом начального разучивания является умение — способность выполнить прием. При этом практически все внимание спортсмена сконцентрировано на правильности технического исполнения, что приводит к снижению контроля окружающей обстановки и не позволяет своевременно корректировать цель, задачу и программу движения. В процессе тренировки умение переходит в навык — способность выполнять прием с минимальным контролем сознания, вариативно изменяя параметры движения под текущую ситуацию. Так, опытный боксер и фехтовальщик может «удлинить» или «укоротить» удар или атаку в зависимости от дистанции с соперником.

18 Июнь 2020, 43 просмотра.


Личный кабинет

Пользователь: Пароль:

Контакты
  • Адрес: г. Владивосток, ул. Батарейная, д. 2а
  • Тел: +79046295884,
    Тел: 8 (423)2400-403,
    Тел: 8 (423)2400-284,
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.